Официальный сайт Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области
Приемная тел/факс: 8 (35231) 23-541
Единая диспетчерская служба: (112) 23-801

Курганский транспортный прокурор разъясняет нормы законодательства об ответственности перевозчика в случае нарушения прав пассажиров на железнодорожном транспорте.

26 января 2022

В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами.

Договор перевозки – услуга, предоставляемая перевозчиком пассажиру. Следовательно, к нему применимы общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также главы 3 указанного выше Закона при оказании услуг. В частности:

1) ст. 27 – исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов услуг или договором об оказании услуги;

2) ст. 28 – потребитель вправе потребовать при нарушении исполнителем сроков оказания услуг:

- уменьшения цены за оказание услуги;

- полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

В соответствии с п. 5 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 №810, перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в т.ч.:

1) наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;

2) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;

3) время отправления и прибытия поездов и др.

Доведение до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных, и почтово-багажных поездов обеспечивается перевозчиком с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. Об изменениях в расписании движения пассажирских поездов объявляется по громкой связи на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах (п. 8 Правил).

За нарушение права пассажира на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге перевозчик может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральным законодательством предусмотрено право пассажира на возврат денежных средств за неиспользованные проездные документы.

Так, согласно п. 98 Приказа Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее – Правила), возврат стоимости не использованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест не производится. Иные правила установлены для проезда на пригородном поезде с указанием места.

В соответствии с п. 96 Правил пассажир имеет право получить полную стоимость проезда на поезде пригородного сообщения с указанием мест в следующих случаях:

1) при возврате до отправления поезда неиспользованного проездного документа в случае отмены отправления поезда, задержки отправления поезда более чем на час;

2) при возврате неиспользованного проездного документа не позднее чем за два часа до отправления поезда, при этом с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу.

Перевозчик не вправе обуславливать возврат провозной платы взиманием сборов, которые не предусмотрены законодательством. За включение в договор условия о взимании с пассажира таких платежей, поскольку оно нарушает права потребителя, перевозчик и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Также стоит отметить, что за задержку отправления поезда или за опоздание поезда дальнего следования на железнодорожную станцию назначения по вине перевозчика предусмотрен штраф. В пригородном сообщении ответственность перевозчика за данное нарушение исключается.

За задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Порядок уплаты штрафа определяется правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (раздел VI).

До предъявления к перевозчику иска, в случае задержки отправления или опоздания поезда к перевозчику должна быть предъявлена претензия.